Можно ли фотографировать на улице людей – Могу ли я фотографировать людей без их разрешения с точки зрения закона?

Содержание

Можно ли фотографировать незнакомых людей в общественном месте без их согласия, а потом публиковать фотографии в соцсетях?

Адвокатские советы

Большинство современных гаджетов оснащены фотокамерой, что позволяет  владельцам реализовать свои творческие амбиции. С неодушевленными объектами всё более-менее понятно, а вот можно ли фотографировать незнакомых людей в общественном месте? О том, как производить фотосъемку, не нарушив чьи-либо права рассказали юристы практики IP.

Любая фотография с людьми является объектом авторского права. Необходимо помнить, что это не только собственное произведение, но и источник информации, затрагивающей чужие права. Статья 24 Конституции Российской Федерации провозглашает право граждан на защиту частной жизни. Дополняющая эту норму ст. 152 Гражданского Кодекса Российской Федерации в качестве общего правила устанавливает, что обнародование (доведение до неограниченного круга лиц) и использование изображения гражданина допускаются только с его согласия.

Исключение составляют следующие случаи:

  • Фотографии сделаны профессиональными журналистами, лицо предупреждено о проведении фотосъемки.
  • Объект фотосъемки выполняет публичные функции (например занимает государственную должность или играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики). Согласие необходимо, если единственной целью обнародования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни, либо извлечение прибыли.
  • Изображение затрагивает государственные, общественные и иные публичные интересы (например, для обнаружения и раскрытия угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, безопасности окружающей среды).
  • Съемка производится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях).
  • При позировании (выражении своей воли оказаться на фотоснимке) за плату.

Если вдруг вы обнаружили свои фото в Интернете или случайно нашли аккаунты в соцсетях с вашими фото вы вправе потребовать удалить свои изображения, а также пресечь или запретить его дальнейшее распространение.

В случае, когда после прямого обращения к распространителю фото действий не последовало, потерпевший может обратиться в суд. Ему необходимо будет доказать факт размещения фотоснимка – например нотариальное оформление протокола осмотра Интернет страницы, где размещен снимок, а также факт идентификации личности фотографируемого.

Для того, чтобы фотосъемка была законной и не нарушала чужие права, фотографам-любителям мы рекомендуем следовать нескольким простым правилам:

  • При проведении фотосъемки модели за плату, желательно зафиксировать реальную оплату, например, оформлением расписки о приёме-передаче денежных средств, где будет указано назначение платежа и подпись модели.
  • Получая письменное согласие на съемку, максимально точно определите, для каких целей будет использоваться фото, поскольку использование фото в иных целях, нежели указанных в соглашении, будет считаться правонарушением.
  • Если человек, изображенный на фото, потребовал у вас его удаления из открытого доступа, выполните его просьбу.
  • Когда объект съемки выражает явный протест на фотосъемку, лучше ее прекратить, даже если она проводится в публичном месте или на улице. То же самое касается и фотосъемки частной собственности.
  • Если вы делаете снимок присутствующего на публичном мероприятии лица и не планируете получать его согласие на размещение фото в открытом доступе, убедитесь, что его изображение не сделано крупным планом или не выделено размытым фоном без присутствия в кадре других лиц и объектов.

Мы надеемся, что эти советы будут вам полезны. Берегите себя, друзья, и не давайте в обиду. Незнание закона может сильно усложнить жизнь.

6 апреля 2016

zplegal.ru

Где можно снимать, а где нельзя? Правила и законы фотосъемки

Где можно снимать, а где нельзя?

Знакомая каждому фотографу в России ситуация: стоит только начать снимать у правительственных и частных зданий или магазинов, очень быстро к вам подойдет сотрудник ФСО/охранник/человек в форме и потребует прекратить съемку. Работа у них такая — «запрещать».

Новая статья актуальная для 2019 года здесь.

Но в большинстве случаев эти запреты совершенно незаконны.

Здесь разобраны наиболее часто встречающиеся вопросы о правомерности запретов фотосъемки на территории различных объектов: магазинов, улиц, железных дорог, государственных учреждений, и т.п.

На наш взгляд эту подборку стоит прочитать всем, кто часто снимает или просто хочет знать о своих законных правах.

А лучше всего сразу распечатать весь текст и всегда иметь с собой.

Для этого Алексей Крылов подготовил удобную памятку, которую можно распечатать и носить с собой.

Где можно снимать, а где нельзя?

В общем случае ответ на этот вопрос выглядит так:

Снимать можно почти все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата (далее под «фотоаппаратом» будет пониматься и видеокамера, если прямо не указано иное).

Право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»:

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации

В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.

Это – базовые нормативные акты о сборе информации, далее мы будем рассматривать конкретные ситуации. (При этом мы не будем останавливаться на законодательстве о средствах массовой информации: оно гораздо лучше защищает права фотографа).

[Ситуация #1]

[…] – это частная собственность, а собственник может устанавливать на своей территории любые ограничения

Обычно на «право собственника» ссылаются тогда, когда необходимо обосновать запрет съемки на территории магазинов, кафе, и тому подобных организаций. При этом в качестве обоснования часто приводится статья 209 Гражданского кодекса, повествующая о содержании права собственности:

2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Ссылающийся совершает фундаментальную ошибку, причисляя сбор информации об имуществе к «пользованию» или «распоряжению» этим имуществом. Продолжая подобный ход мыслей, можно объявить «пользованием» вообще любой сбор информации, включая пристальное рассматривание.

Раньше «информация» была включена, отдельно от «вещей», в список «объектов гражданских прав» из статьи 128 ГК, однако, со вступлением в действие четвертой части Гражданского кодекса она была оттуда исключена. Таким образом, сейчас гражданское законодательство вообще не регулирует распространение информации, за исключением тех ее видов, которые отнесены к «интеллектуальной собственности».

В Гражданском кодексе есть только одна статья, охраняющая изображение само по себе – это ст. 152.1, «Охрана изображения гражданина». Охраны «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает.

К тому же, как мы помним, ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие «доступа» включает в себя не только «получение информации», но и «возможность ее использования», таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе.

Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник нарушает, в том числе, и статью 209 ГК, поскольку его действия нарушают «права и охраняемые законом интересы других лиц».

Если же речь идет об организациях, оказывающих услуги, то на них распространяется закон «О защите прав потребителей». Его восьмой статьей закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрабатывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается.

Кроме этого, статьей 16 данного закона закрепляется недействительность подобных условий договора:

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Правовые акты в этой области, в соответствии со ст.1 ЗоЗПП, принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно.

А поскольку «потребителем» считается гржданин, не только приобретающий что-то, но и «имеющий намерение» это сделать, то ЗоЗПП действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением.

Наиболее популярным документом в этой области являются «Правила продажи отдельных видов товаров», в которых подобных запретов не содержится. Не исключено, что они есть в других нормативных актах Правительства, регулирующих какие-то другие услуги, но автору данного сборника ничего о них не известно.

Пункт, позволяющий хоть как-то обосновать запрет на съемку, содержится только в «Правилах оказания услуг общественного питания»:

5. Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

Однако, ограничение на сбор информации противоречит Конституции и закону «Об информации…»

Любые запреты на фото — и видеосъемку могут вводиться только тогда, когда она перерастает в «нарушение общественного порядка» и начинает мешать другим посетителям.

[Ситуация #2]

Цены и внешний вид полок магазина – это коммерческая тайна, поэтому фотографировать их запрещено

Согласно закону «О коммерческой тайне» (ст. 3), к ней может быть причислена информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны».

То есть, для того, чтобы какая-то информация стала «тайной», к ней нужно прежде всего ограничить доступ. Предметы, находящиеся в общественном месте, ею быть не могут по определению.

Кроме этого, для ввода «режима коммерческой тайны» необходимо выполнить некоторые формальности, прежде всего – принять меры по охране конфиденциальности информации, описанные в ст.10 Закона:

1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.

…то есть, уже при отсутствии на носителе информации надписи «коммерческая тайна» можно говорить о несоблюдении соответствующего режима. Короче говоря, запрет на съемку со ссылкой на закон о КТ не выдерживает элементарной критики.

[Ситуация #3]

Внешний вид […] охраняется авторским правом, поэтому снимать его запрещено

Если произведение, охраняемое авторским правом, находится в месте, открытом для свободного посещения, то его фотосъемка разрешена статьей 1276 Гражданского кодекса.

С небольшими исключениями: запрещено снимать такое произведение так, чтобы оно являлось основным объектом съемки, а также запрещено использовать изображение «в коммерческих целях» (даже если оно – не «основной объект», а просто попало в кадр).

Но эти запреты действуют только в тех случаях, если съемка производится не «для себя». Если же фотографирование или видеосъемка осуществляются «в личных целях», действует уже статья 1273 ГК, разрешающая снимать что угодно. Единственное ограничение, имеющее отношение к съемкам – запрещено делать так называемые «экранные копии» фильмов (п. 1, п. 5).

[Ситуация #4]

Запрещено снимать страницы книг в библиотеке, поскольку это нарушает авторские права

Библиотекам статьей 1275 ГК предоставлено право осуществлять по заказу читателей так называемое «репродуцирование» отдельных статей и малообъемных произведений.

«Репродуцирование» – это изготовление «бумажных копий», простая фотосъемка к нему не относится:

Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

Если же вы принесли в библиотеку свой фотоаппарат, то закон (уже упомянутая статья 1273 ГК) разрешает снимать все, что угодно. Нарушить авторские права можно, только отсняв ноты или книгу целиком, а затем их распечатав: эта статья запрещает репродуцирование «книг (полностью) и нотных текстов».

Многочисленные запреты на пользование своей собственной техникой для снятия копий имеют под собой одно-единственное рациональное обоснование: таким образом библиотека вынуждает читателей пользоваться платным ксероксом. Такие действия называются «навязанной услугой» и противоречат статье 16 ЗоЗПП:

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

[Ситуация #5]

Снимать запрещено, потому что в кадр может попасть товарный знак магазина

Не любое изображение товарного знака нарушает права его владельца.

Согласно статье 1484 ГК, под «использованием ТЗ» понимаются только такие действия, которые совершаются для индивидуализации товаров, работ или услуг, то есть, нанесение товарного знака на изделия, использование его в рекламе товаров, и т.п.

Простое фотографирование товарного знака не является его использованием в том смысле, который вкладывает в это понятие закон. Нарушить права владельца ТЗ на этапе фотосъемки невозможно.

[Ситуация #6]

Сфотографировав человека без его согласия, вы нарушаете его право на собственное изображение

Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.

Однако, из этого правила есть исключения: использовать чье-либо изображение можно, если оно используется «в государственных, общественных или иных публичных интересах», либо получено при съемке в общественном месте, и изображенное лицо не является его «основным объектом».

То есть, если кто-то случайно попал в угол кадра, он не имеет право запретить использовать этот снимок. Хотя, понятие «основного объекта» в законе не определено, и оставлено на усмотрение (возможного) суда (как и «государственные» и прочие «интересы»).

[Ситуация #7]

Сфотографировав человека без его согласия, вы нарушаете его право на неприкосновенность частной жизни

События, происходящие с человеком в общественном месте, в общем случае не могут составлять «тайну частной жизни», хотя возможны исключения. Однако, при фотографировании в общественных местах снимающий не знает и не может знать, что нарушает личную тайну кого-то, кто попал в кадр, а значит, и привлечь к ответственности за это невозможно.

По крайней мере, такого мнения придерживался суд в одном из первых в России дел о нарушении неприкосновенности частной жизни, иску участницы конкурса красоты к газете «Центр Азии», опубликовавшей ее фотографию во время курения:

В соответствии со ст. 151 ГК РФ взыскание компенсации за причиненный моральный вред может производиться при наличии вины нарушителя, степень которой принимается во внимание при определении размеров компенсации. В данном же случае вины редакции газеты «Центр Азии» нет, так как редакция не предполагала и не должна была предполагать, что курение Куулар А.О. в общественном месте может являться ее личной тайной.

[Ситуация #8]

Запрещено снимать железную дорогу, поскольку это – стратегический объект

В существующих «Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» запрета на фото — и видеосъемку не содержится.

Запрет на съемки железнодорожных объектов есть в «Положении о проведении теле-, видео-, кино-, и фотосъёмок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО „РЖД“», утвержденном Распоряжением ОАО РЖД №1693p от 12 марта 2004 г.

Однако, РЖД может устанавливать какие-то правила только для своих работников, поэтому нет никаких оснований заставлять выполнять этот документ посторонних лиц.

Вдобавок, это положение «не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров» (п. 3 Положения).

Регулирует оно только создание новостных сюжетов для СМИ и фильмов, съемки, результат которых будет использован «в коммерческих целях», и т.п. Обычную любительскую фотосъемку оно не запрещает.

[Ситуация #9]

Запрещена фотосъемка с борта самолета

Статья 11.17 КоАП устанавливает ответственность за «нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна».

Статья 75 Воздушного кодекса говорит о том, что «использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Однако, о самих этих правилах, утвержденных именно Правительством, ничего не известно. Есть основания полагать, что их просто нет, а значит, нарушить их невозможно.

Сейчас эта деятельность регулируется разделом VII (п.п. 7.12–7.20) Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП-128). Они были утверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года №128.

То, что описано в них, не имеет ничего общего с любительской фотосъемкой из окна самолета. Обычная съемка не является «дистанционным зондированием земли», под данным понятием традиционно понимается аэро- и спутниковая фотосъемка земной поверхности с помощью специальной аппаратуры.

В существующих Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» запрета на фотосъемку не содержится, более того – ими прямо разрешено провозить при себе фотоаппараты и видеокамеры (п. 135 Правил).

Существуют ограничения на пользование электронными приборами при взлете и посадке, связанные с безопасностью. Дополнительные запреты на съемку, установленные авиакомпанией для пассажиров, нарушают статью 16 ЗоЗПП, о которой уже говорилось выше.

[Ситуация #10]

Запрещено снимать стратегические объекты, поскольку эти сведения относятся к государственной тайне

«Закон о запрете съемки стратегических объектов» – это, пожалуй, второй по популярности аргумент за запрет фотосъемки, после «права собственника».

Разумеется, такого закона не существует.

Засекречивание каких-либо сведений регулирует закон «О государственной тайне». В нем (ст. 5) определен перечень сведений, которые составляют государственную тайну.

Также подобный перечень содержится в указе Президента, с перечислением органов власти, которые уполномочены засекречивать конкретные сведения.

Важно помнить, что перечни эти носят ориентирующий характер, поскольку представляют собой «совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством».

Проще говоря, не любая информация указанных категорий относится к ГТ, необходимо еще произвести «отнесение» такой информации к гостайне, и ее засекречивание.

Этот процесс регулируется третьим разделом закона о ГТ, он включает в себя экспертную оценку обоснованности такого отнесения и присвоение сведениям соответствующего грифа секретности.

На носители секретных сведений наносятся реквизиты, описанные в ст. 12 закона о ГТ, Если вы не видите таких реквизитов, то никакой «государственной тайны» нет. Секретные сведения вы без допуска не увидите, и конечно же, никто не сможет «засекретить» какой-нибудь мост, рядом с которым и по которому ежедневно проходят тысячи человек.

[Ситуация #11]

Метро – это стратегический объект, поэтому снимать там запрещено

Разумеется, услуга перевозки в метро – такая же услуга, как и любая другая. И на нее тоже действует статья 16 ЗоЗПП: любые ограничения при ее оказании должны устанавливаться только Правительством.

Так что запреты, записанные в «правилах пользования», по большей части незаконны, при условии, что фотосъемка не нарушает порядок, вспышка не слепит машинистов, и т.п.

[Ситуация #12]

В […] запрещена профессиональная съемка, то есть, съемка со штативом и вспышкой

Не совсем понятно, чем можно объяснить запрет «профессиональной съемки», скорее всего, это «калька» с зарубежного законодательства.

Если фотограф снимает не «для себя», а в связи с какими-то служебными потребностями или для использования изображений «в коммерческих целях», то в данной ситуации не действует закон «О защите прав потребителей», однако, применимы Конституция и закон «Об информации…»

Поэтому запрет на съемку незаконен, независимо от того, в каких целях она осуществляется.

[Ситуация #13]

В музеях администрация может запретить снимать или можно снимать, только купив право на фотосъемку

Статьей 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах.

Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории.

Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК.

Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом, и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако, сама по себе фотосъемка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.

Ограничения на доступ к музейным предметам могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съемку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта.

Что же касается продажи музеями «права на съемку», то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение.

[Ситуация #14]

Еще с советских времен сохранился запрет на съемку […]

Советские нормативные акты, даже если они не отменены, зачастую фактически не действуют, поскольку после их принятия вступили в силу новые нормативные акты в этой же сфере.

При ссылке на советский закон необходимо разбираться в каждом конкретном случае, в какой части он фактически применяется.

К примеру, если речь идет об оказании услуг, то действует ЗоЗПП со статьей 16 и запретом ограничивать потребителя иначе, чем «правилами», принятыми Правительством.

[Ситуация #15]

Фотосъемка на Красной площади и у Кремля регламентируется приказом ФСО

Согласно закону «О государственной охране» (ст. 1), к «охраняемым объектам» относятся здания, в которых размещаются органы государственной власти, а также прилегающие к ним территории.

Указом Президента от 7 августа 2004 г. «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» (п. 11, п. 5), ФСО «организует и осуществляет проведение охранных, режимных, технических и иных мероприятий в местах постоянного и временного пребывания, в том числе на трассах проезда».

Правительством Москвы было принято постановление от 20 сентября 1994 г. №791 «О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве».

В него тремя постановлениями вносились изменения, однако, в открытых источниках опубликовано только последнее из них, содержащее список московских улиц, по которым проходят маршруты проезда объектов государственной охраны в г. Москве. Было ли опубликовано само постановление №791, неясно, да и сам его текст проблемно разыскать.

В моем распоряжении есть текст этого постановления до внесения в него изменений, в нем не содержится никаких запретов на съемку. Оно представляет собой набор поручений различным городским службам по контролю и надзору за состоянием проезжей части, размещением различных сооружений в маршрутах проезда. (Возможно, моя редакция неактуальна и какие-то запреты были внесены двумя неопубликованными постановлениями).

В первом приложении к нему содержится инструкция «О порядке проведения охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в г. Москве», возможно, какие-то запреты содержатся именно там. Второе приложение содержит список улиц с маршрутами проезда, оно, как уже сказано, было опубликовано.

Upd: http://ternovskiy.livejournal.com/37585.html

Кроме этого, по сообщению «Новой газеты», в Санкт-Петербурге принят похожий документ, приказ губернатора №22-п от 22.03.99 «О проведении охранных и других специальных защитных мероприятий на трассах (маршрутах) проезда, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны в Санкт-Петербурге». Разумеется, текст его тоже трудно найти. Возможно, подобные постановления существуют в других городах.

Порядок съемок на территории Кремля определен в приказе ФСО №336 от 18 октября 2001 г.

Раньше в нем были определены размеры фотоаппаратов, на фотосъемку которыми требовалось разрешение (длина более 25 см., либо высота корпуса более 14 см., или со сменными объективами диаметром более 70 мм.) Кроме того, разрешение ФСО требовалось на съемку внутри охраняемых зданий.

Изменениями, внесенными приказом ФСО от 26 февраля 2010 года эти ограничения были отменены.

Сейчас разрешение требуется в двух случаях: на съемку в период подготовки и проведения охранных мероприятий, а также съемки, связанные с созданием тиражируемой кино-, фото- и видеопродукции. Заявка на такое разрешение подается в ФСО, установлен трехдневный срок ее рассмотрения.

Однако, теоретически есть возможность ограничить пронос фото и видеокамер на территорию Кремля, некрополя и в Мавзолей — если они попадают под определение «громоздких предметов».

До изменений от 26 февраля 2010 г. камеры были разрешены к проносу наряду с детскими колясками, даже если они «громоздкие». Однако, найти громоздкую камеру сейчас затруднительно, а съемка в Мавзолее и так запрещена.

[Ситуация #16]

Разрешена ли съемка на избирательных участках в период выборов?

В законодательстве о выборах имеется неоднозначность в этом вопросе.

С одной стороны, представителям СМИ снимать прямо разрешено в п. 11 ст. 30 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». С другой стороны — закон не содержит больше запретов на съемку для других категорий граждан. Из этого можно сделать вывод, что снимать можно всем.

Это подтверждено Центризбиркомом в ответах (rtf) на вопросы избиркома г. Екатеринбурга на семинаре «Муниципальные выборы, местные референдумы и иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления» (8–11 сентября 2009 года, г. Москва) (вопрос. 4).

Но «ответы» эти не являются нормативным документом и не имеют обязательной силы. Так что ссылаться на них, а также на отсутствие запрета, можно, но какой будет результат — неясно

[Ситуация #17]

Может ли владелец квартиры в многоквартирном доме запретить снимать с лестничной клетки, чердака, и т.п.?

Запретить снимать он не может, но может ограничить возможность пребывания в здании.

Помещения многоквартирного дома, предназначенные для обслуживания жилых помещений (подвалы, лестничные площадки, и т.п.), в соответствии с Гражданским и Жилищным кодексом, являются общей долевой собственностью жильцов дома, которые владеют, пользуются и распоряжаются ими. Однако, вопрос о допуске на них посторонних законодательством не урегулирован.

По общему правилу, для доступа в такие помещения достаточно разрешения кого-то из жильцов подъезда, либо отсутствия явного запрета.

[Ситуация #18]

Запрещено снимать работников силовых ведомств, находящихся при исполнении своих обязанностей

Подобных запретов законодательство не содержит. Наоборот, Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД от 2 марта 2009 г. №185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»:

25. Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.

[Ситуация #19]

Где же все-таки действительно запрещена фотосъемка?

Прежде всего – это съемка в зданиях судов и исправительных учреждений.

Такие запреты устанавливаются соответствующими процессуальными кодексами, имеющими силу федеральных законов:

Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 11, ч. 7) и Уголовно-процессуальным кодексом (ст. 241, ч. 5) съемка судебного процесса допускается с разрешения председательствующего судьи;

Гражданским процессуальным кодексом (ст. 10, ч. 7) – с разрешения суда;

Кодексом об административных правонарушениях (статья 24.3, ч. 3) – с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении;

Уголовно-исполнительным кодексом (ст. 24, ч. 4) съемка осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, осуществляется с письменного согласия самих осужденных. Съемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания (ст. 24, ч. 5).

Под такими «объектами» можно понимать даже стены исправительного учреждения, так что у его администрации есть формальное основание запретить съемку этого учреждения снаружи.

Однако, по смыслу статьи 24, которая называется «Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания», запрет распространяется только на лиц, посетивших учреждение, т.е., на действует только на внутренней его территории.

В ст. 7 закона «О частной детективной и охранной деятельности» (п. 4) частным детективам запрещено осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц.

Остальные нормативные акты, содержащие запрет на съемку, регламентируют, как правило, пропускной режим на территориях государственных учреждений.

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ст. 37) запрещено проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе него съемочную технику.

Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. N 1102 «О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации» (п. 70) запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей.

Приказом Федеральной таможенной службы от 20 октября 2006 г. N 1032 «Об утверждении Инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах таможенных органов Российской Федерации» (п. 56) запрещена съемка на территории объектов ФТС.

Приказом Госстроя РФ от 3 ноября 1999 г. N 105 «Об обеспечении пропускного и внутриобъектового режима и охраны здания Госстроя России» (п. 2.9) внос в здание Госстроя России съемочной аппаратуры для личного пользования запрещается, внос аппаратуры для других целей осуществляется по разрешению.

Приказом Минтопэнерго РФ от 29 октября 1997 г. N 333 «Об утверждении и вводе в действие Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в административных зданиях Министерства топлива и энергетики Российской Федерации» (п. 3.3) запрещается вносить съемочную технику на территорию и в помещения Министерства, и производить там съемки.

Приказом ФСБ РФ от 10 сентября 2007 г. N 458 «Об утверждении Правил пограничного режима» (п. 1.9.8, пп. «б») лицам, находящимся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы, запрещается без разрешения начальника пограничного управления ФСБ осуществлять съемку пограничных нарядов и объектов пограничных органов.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 1 сентября 2006 г. N ВС-297фс «Об утверждении Порядка организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов в административных зданиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» (п. 3.13) запрещается без специального разрешения руководства Ространснадзора вносить в его административные здания съемочную и звукозаписывающую аппаратуру.

Павел Протасов составил подборку самых часто задаваемых вопросов о праве на фотосъемку.

Оригинальный текст: Павел Протасов
Дополнения и оформление: Антон Мартынов

fototips.ru

Как снимать незнакомых людей на улице? – Варламов.ру – ЖЖ

Многих читателей интересует вопрос: «Как фотографировать людей на улице, чтобы тебя не побили?»

Начнем с начала. Главное в тревел-фотографии — получить интересный живой кадр. Основная проблема, с которой сталкиваются путешественники — объект съемки начинает позировать, смотреть в камеру, показывать пальцы, и т.д. Вам-то хочется снять, как огромный негр с мачете прорубает себе путь по джунглям, а он, заметив камеру, глупо улыбается и показывает вам какие-то знаки пальцами. Фотограф должен быть незаметным, он должен фиксировать настоящую жизнь. Но в путешествии фотограф — всегда инородное тело, которое не просто выделяется из толпы, а привлекает к себе массу ненужного внимания, а тут еще и камера.

В этом посте я поделюсь некоторыми своими наблюдениями.

1. Снимайте сразу

Золотое время — первые доли секунды, пока объект съемки не видит камеру. Идете по улице, видите интересный сюжет — поднимайте камеру и сразу снимайте. Никаких подготовок, прицеливаний и поиска кадра. Ваши действия должны быть молниеносны, как хороший телохранитель за долю секунды достает пистолет и убивает злодея. Я так делаю почти всегда. Это основная причина, почему я не могу перейти на мыльницу. Все мыльницы ужасно тупые, пока она включится, пока загрузится, пока сфокусируется. Хорошая зеркальная камера всегда готова к съемке, и это главное ее преимущество.

2. Снимайте не сразу.

Если по каким-то причинам сразу снять нельзя, нужно ждать. Ждать, пока объект съемки перестанет обращать на вашу камеру внимание. Это может произойти через минуту, а может и через час. Важно, чтобы человек, которого вы хотите снять, перестал обращать на вас внимание и занялся своим привычным делом. Стать незаметным — сложная задача. Возможно, придется сделать десяток кадров, пока объект съемки вдоволь накривляется.

3. Снимайте постоянно

Есть еще один прием для уличной фотографии. Иди и постоянно снимать. Представьте, что камера — ваши очки. Идете по улице, а глаз постоянно смотрит в видоискатель. Люди не будут обращать на вас внимание.

4. Снимайте незаметно.

Есть масса способов снимать незаметно. Давайте рассмотрим некоторые из них:
— Съемка «от пуза». Камера висит у вас на шее. Вы либо незаметно нажимаете на спуск, либо на камере установлен таймер интервальной съемки. Можно аккуратно пропустить под одеждой тросик дистанционного управления или подключить радиопульт и нажимать на спуск из кармана. Я так снимал Квартал красных фонарей в Амстердаме
— Как вариант, можно снимать видео и оттуда вырезать стоп-кадры. Современные камеры снимают видео большого разрешения, так что можно ставить камеру на съемку видео, вешать ее себе на грудь и потом выбирать нужные стоп-кадры.
— Снимайте из укрытия. Помните фильмы про детективов? Как там снимают? Правильно — из затонированной машины. Берите друга, садитесь на заднее сиденье и спокойно снимайте, никто вас не увидит. Пример такого репортажа — Проститутки Брюсселя
— Снимайте мимо. Делайте вид, что основной объект вашей съемки находится за спиной реального объекта. Старайтесь не замечать и не наводить камеру на действительный объект съемки. Можно даже сделать вид, что реальный объект съемки вам «немного мешает». Например, вас может заинтересовать урна за спиной проститутки. Главное, чтобы объектив был широкоугольным, а потом скадрируете.
— Как вариант, можно сделать вид, что снимаете вашего друга, который встанет рядом с реальным объектом съемки.

5. Можно вас снять?

Почти 100% рабочий метод. Берете камеру, поднимаете ее, подходите к потенциальному объекту съемки и говорите: «Можно вас сфотографировать?». В момент вопроса несколько раз нажимаете на спуск, как-то бы показывая, что вы хотите сейчас снимать. Даже если человек вам откажет, свои кадры вы уже сделали.

6. Не понимайте.

Еще один хороший метод — разговаривать со всеми на русском языке. Не пытайте понять объект съемки, а точнее, дать объекту съемки понять, что вы его понимаете. Говорите со всеми на русском языке. Как только объект съемки поймет, что наладить с вами контакт не получается и вы его не поймете, он быстро потеряет к вам интерес. У вас не будут просить денег, не будут ругаться, не будут запрещать снимать, вы же все равно не понимаете. Особенно хорошо это действует с полицией.

7. С дурака спросу нет.

В любой ситуации коси «под дурочка». Помните, «с дураков спроса нет». Любую конфликтную ситуацию всегда можно погасить удивленными глазами и «Ой, а это военная база? А я не знал, я тут цветы собирал для любимой, простите, простите, ухожу, ухожу!»

8. Могут ли побить за фотографию?

Побить не могут. По крайней мере, я таких случаев не знаю. Не стоит бояться снимать людей на улице. Максимум, что вам придется сделать — это удалить кадр и извиниться. В самом крайнем случае, если вы сняли агента ФБР на задании, у вас отформатируют флешку, перепишут ваши документы и т.д. Обычно, если в стране нельзя снимать полицию, вас предупредят раз 10.

9. Правило 3 минут

Если вы оказались в незнакомом и опасном месте, то помните, первые 3 минуты с вами ничего не случится. Это золотое правило любого фотографа. Даже самым отъявленным негодяям требуется время, чтобы спланировать ваше ограбление. Даже самые пьяные гопники должны сообразить, что вас надо побить. Поэтому не останавливайтесь на одном месте. Вышли из машины, сняли и уезжайте. Не дожидайтесь реакции на ваше появление.

10. Не оборачивайтесь

Часто, когда вы уходите, то вслед можно услышать: «Эй, ты, фотограф, а ну иди сюда!» или «Ты зачем меня снял?». Здесь многие допускают ошибку. Никогда не оборачивайтесь и не возвращайтесь. Делайте вид, что не понимаете или не слышите, что вам кричат. Если вы вернетесь или начнете объяснять причину съемки, то вы уже проиграли. Вы вернетесь в роли виноватой жертвы, которую можно развести на что угодно. Если кого-то уж очень задело, что вы его сняли, пусть сам вас догоняет. Опыт подсказывает, что делать это будут единицы. И в этом случае жертвой будет он, вы получите психологическое преимущество и сможете послать недовольную модель.

11. Не платите деньги

Никогда, ни при каких обстоятельствах не платите деньги объектам съемок. К сожалению, многие путешественники и туристы нарушают это простое правило. Дело не в том, что вам жалко доллара или конфетки для ребенка. Платить можно и нужно за работу. Попасть в кадр — не работа. Во многих странах туристы разбаловали местное население. Вы уедете, а человек, которому вы дали доллар, будет дальше вымогать деньги у ваших коллег. Хороший пример — Марокко. Там вообще никто не хочет бесплатно в кадр попадать. Некоторые деревни уже живут вымогательством. Не портите людей.

12. Спрашивать ли разрешение?

Сложный вопрос. Я почти никогда не спрашиваю. Как мы уже выяснили, бить вас за съемку никто не будет. На вопрос: «А можно, я вас сфотографирую?» — скорее всего, вы получите ответ «НЕТ». Человек, может, и не против, чтобы вы его сняли, но раз спрашивают, значит, есть какой-то подвох, и надо запретить. Представьте, к вам на улице подойдет человек и спросит разрешение на съемку. Что вы первым делом подумаете? «А зачем ему это надо? А почему я? Да ну его нафиг». Если объект съемки и выразит вам свое согласие, то почти наверняка он начнет вам позировать, что полностью противоречит духу тревел-фотографии. Спрашивать разрешение нужно только в том случае, если есть реальная угроза неприятностей. Например, вы хотите снять военных или полицию и не уверены, можно ли это делать.

13. Морально-этические аспекты

Я уверен, что могу в общественных местах снимать все, что захочу. Личная жизнь человека заканчивается за пределами двери его квартиры. Здесь нужно разделять понятие съемки и публикации. Нарушение прав человека на изображение начинается только после публикации. Поэтому еще раз: снимать я могу все, что мне захочется. А вот перед публикацией стоит подумать. Я публикую далеко не все свои кадры по разным причинам. Я всегда с пониманием отношусь к тому, что человек не хочет, чтобы его снимали. Часто парень с девушкой просит не снимать его: «Ну ты же понимаешь». Всегда надо понимать. У человека на улице может быть много причин, по которым он не желает попадать в кадр. Девушка может быть плохо накрашена, парень может быть с любовницей, военный может быть одет не по уставу. В любом случае, это всегда остается на совести фотографа. Решайте сами. Но любому человеку стоит помнить, что на улице начинается ваша общественная жизнь. Если вы вышли загорать на пляж голым, то не надо обижаться, что кто-то вас снимет и выложит в интернет. Именно поэтому я не вижу никаких причин спрашивать у объекта съемки разрешения.

Хороших вам кадров!

UPD1: В некоторых странах, например в США, довольно суровое законодательство в плане публикации без разарешения фотографий незнакомых людей. Если вы планируете кадр потом продавать, отправлять на конкурсы и т.д. Лучше заручиться после съемки согласием модели.
UPD2: Если вас просят удалить кадр, удаляйте и не спорьте. Есть куча методов восстановить удаленные кадры. На некоторых камерах, как на моем Никон Д4, есть функция после съемки спрятать кадр, так что он не будет виден в просмотре. Некоторые камеры дублируют снятые кадры на запасную флешку. В общем, заранее подумайте о том, как будете сохранять отснятый материал.
UPD3: Я снимаю почти всегда на объектив 24-70 мм

—————————————-——

Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:

Советую также подписаться на мои странички в:
Фэйсбук
ВКонтактик
Основной Твиттер
Спам Твиттер

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях

varlamov.ru

Съемка в общественных местах — закон. Фото

Любители фотографировать и производить видеосъемку порой попадают в неприятную ситуацию — им отказывают в праве на съемку в общественных местах (торговом центре, магазине, метрополитене и т. п.) Иногда можно наблюдать попытки отнять аппаратуру или изъять карту памяти.

Закон о видеосъемке — что имеется в виду?

Давайте разберёмся в данном вопросе. Существует ли какой-то отдельный закон о видеосъемке? Нормативных документов, имеющих отношение к фотографированию и видеосъемке, несколько. Важнейший из них — Конституция РФ. Речь идет о той ее части, которая позволяет каждому гражданину нашей страны искать информацию свободно, а также передавать, получать, производить и распространять ее любым законным путем. Данное право гарантирует нам 29-я статья нашего Основного закона.

Помимо того, существует Федеральный закон, принятый в 2006 году (от 27.07) номер 149-ФЗ. Он называется «Об информации, информационных технологиях и защите информации». А завершает тройку важнейших документов всем известный Закон о защите прав потребителей.

Согласно Конституции, разрешено вести фотографирование и видеосъемку практически всех объектов, кроме тех, доступ к которым ограничен Федеральными Законами. Главные ограничения на съемку в общественных местах закон накладывает не на сам процесс съемки, а на коммерческое использование и обнародование ее результатов.

Когда запрещают снимать с фотовспышкой и штативом

Согласно конституционным правам, гражданин имеет право вести сбор информации любым способом, который ему удобен. Поэтому независимо от целей фотосъемки вспышка и штатив имеют полное право на существование в случае отсутствия помех и угрозы безопасности окружающих. Единственным исключением может стать вводимый музеями запрет на съемку в собственных залах в связи с необходимостью охраны отдельных экспонатов.

Те, кто норовит запретить фото- и видеосъемку, порой руководствуются законами советских времен, давно утратившими силу. Следует понимать, что данная сфера в наши дни регулируется новыми законами российского происхождения. Впрочем, любое правило не обходится без исключений.

Статья 152 (пункт 1) ГК РФ регламентирует охрану изображения гражданина. Но ограничения, вводимые ею, касаются не фотосъемки людей как таковой, а использования полученного изображения в дальнейшем. Соблюдая данный закон, вы не сможете обнародовать изображение человека без его письменного согласия.

Но и тут не обошлось без исключений. Так, не требуется согласие на публикацию тех, кто сфотографирован в государственных, общественных либо публичных интересах (например, в новостном сюжете).

Существует мнение, что снимать человека без его согласия означает нарушать его законное право на неприкосновенную частную жизнь. Но так как речь ведется о съемке в общественных местах, о тайне частной жизни здесь говорить не приходится. Хотя данное понятие является весьма относительным, привлечь фотографа по закону в данном случае не представляется возможным. При отстаивании собственных прав следует хорошо понимать, что такое общественное место и какие действия там положены.

Можно ли фотографировать в общественном учреждении?

Запрет на съемку общественных мест часто подразумевает магазины, офисы или рестораны. Можно ли снимать выкладку товаров, фотографировать ценники или прочую подобную информацию? Часто владельцы запрещают это, объявляя данную информацию коммерческой тайной, но подобные заявления не выдерживают никакой критики.

Демонстрируемая на ценниках стоимость товаров никоим образом не может относиться к коммерческой тайне. Она однозначно принадлежит к числу общедоступной информации. Более того, скрывать подобные данные означает нарушать закон, защищающий права потребителя.

А что насчёт съемок в заведениях общепита? Владельцы кафе и ресторанов часто полагают, что такое общественное место может существовать по особым, им установленным правилам, которым посетители должны подчиняться. Но они правы лишь в той мере, в какой данные правила не противоречат законам РФ. Ограничение и запрет на фотосъемку нарушает упомянутый выше Закон номер 149 и вступает в прямое противоречие с Конституцией РФ.

Правомерным подобный запрет может стать только в том случае, когда фотограф мешает прочим посетителям или создает угрозу их безопасности.

Если фотосъемка в магазине, баре, кафе или офисе запрещается их владельцами, происходит подмена понятий сбора информации и пользования имуществом. Согласно всё тому же упомянутому Закону об информации, фотосъемка никак не может относиться к действиям, ущемляющим чьи-либо имущественные права.

Можно ли фотографировать логотипы, вывески и товарные знаки?

Порой владельцы магазинов не разрешают фотосъемку фасада своего здания, мотивируя это нарушением прав на товарный знак. Но фотосъемка логотипа никоим образом не относится к варианту использования товарного знака. Данный вопрос освещен статьей 1484 ГК РФ, поясняющей, что подразумевается под понятием использования такового знака.

Речь идет об идентификации товаров, услуг или работ в сфере рекламы либо на упаковке товара. К фотосъемке это всё не имеет ни малейшего отношения и никоим образом не ущемляет прав собственника.

Можно ли фотографировать страницы библиотечных книг?

В статье номер 1273 Гражданский кодекс разрешает нам фотографировать страницы книг в библиотеках собственным фотоаппаратом. Под нарушение авторских прав попадает лишь копирование книги или нот целиком с последующей распечаткой и использованием в коммерческих целях.

Очень часто в библиотеках читателям подобные копии делать запрещают, вынуждая прибегать к копировальной технике библиотеки. В данном случае также речь идет о нарушении Закона о защите прав потребителей. Данное действие относится к числу навязанных услуг.

О съемке стратегических объектов

Теле-, кино-, фото- и видеосъемка запрещается на объектах общего пользования, относящихся к ОАО «Российские железные дороги». В то же время в правилах, регламентирующих оказание услуг по грузо- и пассажирским перевозкам на железнодорожном транспорте личного характера (не связанных с коммерческой деятельностью), подобных запретов не имеется.

Именно поэтому распоряжение РЖД не является столь категоричным. К тому же в нём ничего не говорится о запрете съемок для личных целей или в общественных местах, к которым относятся станции, остановки, вокзалы и т. п. Таким образом, можно считать, что закон съемку в общественных местах подобного рода не запрещает. Ограничение в данном случае относится лишь к коммерческой съемке либо производимой для фильмов, новостей и т. д.

Вывод: если фотограф снимает в личных целях и никому при этом не мешает, в том числе не нарушает безопасность движения, его действия вполне законны.

Можно ли вести фотосъемку с борта самолета?

Запрет в данной сфере касается лишь дистанционного зондирования Земли. Данный термин предполагает чаще всего фотосъемку со спутника при помощи специального оборудования, которое не имеет отношения к рассматриваемой в статье теме. Ограничений на любительскую съемку с борта самолета не существует.

Следует учитывать, что во время посадки и взлета в самолете нельзя использовать никакие электронные приборы. Но дополнительные ограничения на съемку во время перелета, вводимые по личной инициативе отдельных авиакомпаний, относятся к нарушениям наших с вами потребительских прав.

Можно ли снимать в метро? Метрополитен не относится к стратегическим государственным объектам и по факту ничем не отличается от других общественных учреждений, где фотосъемка никоим образом запрещена быть не может.

Какие объекты относятся к государственной тайне?

Снимать упомянутые выше объекты законом запрещено. Но тут следует внести ясность. Что попадает под категорию относимых к предмету государственной тайны объектов? Предмет запрета должен пройти так называемую процедуру засекречивания, описанную законом «О государственной тайне». Этим же нормативным актом и регламентируется список тех сведений, которые относятся к государственной тайне.

Гриф секретности наносится на объект по результатам специальной экспертной оценки. Если же подобного грифа не имеется, то беспрепятственному фотографированию объекта ничто помешать не должно.

Можно ли снимать на важных мероприятиях и возле памятников культуры?

В частности, речь идет о возможности снимать у Кремля на Красной площади. Как и предыдущий, вопрос относится к числу тех, что связаны с понятием государственной тайны. Прямого указания о запрете фотосъемки на Красной площади не существует. Что касается территории Кремля, то правила, по которым там разрешается снимать, налагали раньше ограничения на размеры фотоаппаратов, но на данный момент подобные меры отменены.

Теперь разрешением на фотосъемку следует запастись лишь в двух случаях — при проведении охранных мероприятий и подготовке к ним или когда фотограф снимает для тиражируемой продукции. Получается разрешение путем подачи заявки в ФСС и рассмотрения ее в течение трехдневного срока.

Съемка на избирательном участке

Ни представители СМИ, ни рядовые граждане никак не ограничены в правах в данном вопросе. Прямое разрешение на фотосъемку содержится в законе номер 67-ФЗ, вышедшем в 2002 году и касающемся основных гарантий избирательных прав граждан РФ. Таким образом, при возможном возникновении споров на эту тему ссылаться можно на отсутствие в данном законе каких-либо запретов.

Можно ли снимать в музее?

Часто там можно увидеть знак «фотосъемка запрещена». Многие музеи за возможность фотосъемки требуют плату, при этом отсутствуют какие-либо нормативные государственные акты на подобное действие. Что же на самом деле можно, а что нельзя делать в музее?

В нашей стране в 1996 году издан закон номер 54-ФЗ. Данный федеральный закон касается музейного фонда РФ. Согласно ему, музеем может быть введен запрет на коммерческое использование фотоснимков его экспонатов и выпуск соответствующих сувениров. Относится это к любому объекту или экспонату независимо от того, охраняется ли он авторским правом или нет. Точно так же, как и в предыдущих случаях, запрет относится лишь к коммерческому использованию изображений, полученных в музее. Повторимся, законом съемка в общественных местах, к которым относятся и музеи, запрещена никоим образом быть не может.

Ограничить доступ к экспонатам музей может лишь в случае их неудовлетворительного состояния или нахождения на реставрации либо в хранилище. Введение платы за возможность фотосъемки является незаконной с юридической точки зрения. То, насколько целесообразным будет вести спор в каждом конкретном случае, предстоит решать фотографу самостоятельно.

Можно ли снимать работников ГИБДД и МВД при исполнении?

Указом Президента РФ номер 2334 установлен так называемый принцип информационной открытости для любых государственных органов. На практике это означает, что право любого гражданина — контроль деятельности госорганов, возможный в том числе письменно и с помощью технических средств.

Согласно приказу МВД номер 185, вышедшему в марте 2009 года и касающемуся административного регламента МВД в сфере безопасности дорожного движения, гражданам позволено фиксировать любые разговоры с представителями ГИБДД и запрет последних на подобное действие является нарушением закона.

Так где же всё-таки снимать запрещено?

Есть ли такие места, где съемка однозначно находится под запретом или требует отдельного разрешения? Данная процедура запрещена в зданиях судов, а также исправительных учреждений. Запрет зафиксирован в статьях процессуальных кодексов, аналогичных по своей значимости федеральным законам.

Снимать судебный процесс можно лишь с разрешения председательствующего судьи. Если дело касается административных правонарушений, разрешение на съемку может дать другое должностное лицо, которое имеет отношение к данному делу.

Фотоснимки осужденных, которые находятся в исправительном учреждении, можно получать лишь с их письменного согласия. Объекты по их охране разрешается снимать, получив письменное разрешение администрации исполняющего наказание органа.

В служебных и прочих помещениях детективам вести видео- и фотосъемку нельзя без письменного согласия лиц как частных, так и должностных.

Нельзя фотографировать и снимать на закрытых заседаниях Государственной думы, а также проносить туда любую съемочную технику. Под запретом фотосъемка военных объектов и кораблей с борта иностранных судов. Нельзя снимать на объектах Федеральной таможенной службы. Внос техники в здании Госстроя дозволяется лишь с письменным разрешением.

Запрет касается и территории Министерства топлива и энергетики. Нельзя фотографировать наряды и объекты на расстоянии в пределах 5 километров вдоль государственной границы, не получив на то письменного разрешения ФСБ. Запрет на пронос техники и ведения съемки также касается территории Ространснадзора в отсутствие разрешения.

fb.ru

Можно ли фотографировать в общественных местах?

По общему правилу если  фотографирование или видеосъемка осуществляются «в личных целях», действует  статья 1273 ГК, разрешающая снимать что угодно. Единственное ограничение, имеющее отношение к съемкам — запрещено делать так называемые «экранные копии» фильмов (п. 1, пп. 5). 

Вместе с тем есть еще ряд нюансов: 

1. изображение человека. Статья 152.1 ГК РФ устанавливает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. 

Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.

Так что относительно  фотосъемки и обнародования фотоснимка человека, если оно не подпадает под вышеуказанные случаи,  — закон запрета не содержит.

2. фотосъемка в музее. Статьей 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК.
Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом, и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако, сама по себе фотосъемка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях.

3. съемка на ж/д вокзалах. Запрет на съемки железнодорожных объектов есть только в «Положении о проведении теле-, видео-, кино-, и фотосъёмок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД»», утвержденном Распоряжением ОАО РЖД №1693p от 12 марта 2004 г. Однако, РЖД может устанавливать какие-то правила только для своих работников, поэтому нет никаких оснований заставлять выполнять этот документ посторонних лиц.

 Обращаю Ваше внимание, что фотосъемка запрещена:в зданиях судов и исправительных учреждений. Запреты устанавливаются соответствующими процессуальными кодексами.
Остальные нормативные акты, содержащие запрет на съемку, регламентируют, как правило, пропускной режим на территориях государственных учреждений: закрытые заседания Госдумы, территории объектов Федеральной таможенной службы, пограничных территорий, кораблей и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей.

Фотографируйте на здоровье! 

pravoved.ru

Как фотографировать людей на улице.: ternovskiy — LiveJournal

После постов об уличной моде Японии и Великобритании меня часто спрашивают:
«Как у вас получается спокойно фотографировать других людей на улице? Я вот так не могу, стесняюсь и боюсь!».

Поэтому, я решил поделиться своим опытом и наблюдениями с теми, кому интересен такой вид съемки, фотография и путешествия.

 

Момент первый. Этический.

Сначала я бы хотел сказать несколько слов об этическом моменте в таких съемках.
Обычно, люди делятся в этом вопросе на два лагеря – одни яро против «вторжения в частную жизнь», другие не видят в таких съемках ничего плохого.

Моё мнение – нечто среднее.

Чего может бояться человек, идущий по улице на всеобщем обозрении?
Его итак уже все видят и безостановочно «фотографируют» глазами.
А бояться, на мой взгляд, он может только одного — плохих фото (и вторжения в личное пространство, конечно).
Поэтому, я против нелицеприятных снимков людей.
Не опускайтесь до уровня «быдлофото», удаляйте те фотографии, на которых сами не хотели бы оказаться.

Таким образом, я считаю нормальным делать фото человека на улице, при этом, не тыкая ему фотоаппаратом в лицо,
не нарушая его личного пространства и не размещая потом явно плохие, унижающие человека фотографии.
Да, если человек явно против фотографирования, тоже не стоит настаивать на своем намерении.

Многие ещё пишут – «надо спрашивать разрешение». Я считаю так – всё зависит от ситуации.
Все мы по себе знаем, как меняемся, когда готовимся сами сфотографироваться.
Поэтому, самые «настоящие» снимки сделаны, когда человек даже не подозревает, что его фотографируют.
В профессиональной портретной фотографии мэтры иногда часы съемки тратят на то, что бы человек перестал «стараться»,
стал таким, какой он есть (на сколько это возможно) и только потом делают тот единственный кадр,
на котором глаза человека действительно являются зеркалом души (к уличным съемкам моды это относится меньше).

Например, знаменитый портретист известный под псевдонимом Платон, как–то сказал на своем мастер-классе,
где я имел честь присутствовать, что со своими моделями он часто говорит о своей маме.
Снимая Путина на обложку TIME он спросил его:

— Любите ли вы Битлз?
— Да – ответил президент.
— А какая ваша любимая песня?
— Yesterday – сказал Путин.
— Вы самый замечательный человек на свете – положив руку на плечо президента, сказал Платон.

«После этого, мы были с ним на равных» — сказал нам на мастер-классе Платон.

Поэтому, для себя я сделал первый главный вывод при съемке людей на улице (и не только):
– в идеале надо сделать всё так, чтобы человек даже не заметил моего присутствия\камеры.

Но, как это сделать?

Момент второй. Технический.

Понятное дело, что чем дальше вы находитесь от объекта съемки, тем более незаметно вы сможете сделать фотографию.
Но, объектив, с фокусным расстоянием от 200 мм, позволяющий снимать такие сюжеты на расстоянии от 20 метров и дальше, найдется мало у кого.
Я снимаю людей на улице на объективы от 16 до 200 мм. Этого хватает для съемки людей на расстоянии от полуметра до 10-15.

Японскую и английскую серию уличной моды я в основном снимал на объектив 70-200 мм.
Тем, у кого объектив 400 мм мои советы вряд ли пригодятся (хотя, вполне могут), но, до 200 мм (плюс минус) вполне подойдут.

Выводы тут простые. При съемке людей на улице (в первую очередь именно «персонажи» и «уличная мода») – чем длиннофокуснее объектив (от 200 мм) тем лучше!
Если же у вас другие фокусные расстояния или вообще мыльница без зума – читайте дальше.

Момент третий. Психологический.

Тут мы подошли к самой массовой проблеме.
Большинство людей просто бояться поднять свой фотоаппарат в сторону другого незнакомого человека.

Тут я бы хотел протянуть таким людям руку помощи.
Наверняка вы помните те моменты в жизни, когда вы стояли на каком-нибудь краю и боялись прыгнуть куда-то в первый раз.

Потом, лишь на мгновение «перестав думать», преодолев свой страх, вы отрывались от земли, и, вынырнув из под воды или вспоминая,
как ветер свистит в ушах, вы не понимали, чего боялись.
И, сразу мчались обратно, с непреодолимым желанием повторить свои ощущения, но, уже с другим настроем, полностью отдавшись ощущениям.

Поэтому, для того, что бы перебороть свой страх, надо просто начать что-то делать.
На мгновение зажмуриться, оторвать ноги от земли и не думать ни о чем, кроме самого действия.

Но! Тут очень важно понимать, что, как и в случае с описанными выше прыжками – главное – безопасность и аккуратность!

Соблюдая определенные правила, вы сможете совершенно спокойно наслаждаться фотосъемкой на улице любых сюжетов и объектов.
Просто надо строго их придерживаться!

Поэтому, если вы уже несетесь по улице со своим фотоаппаратом, ветер свистит в ушах, и вы ищите, кого бы сфотографировать,
самое время поговорить о том, как это сделать максимально безопасно!

Момент четвертый. Основные аспекты.

Я выделил для себя несколько основных параметров, которые нужно соблюдать или соответствовать им при съемке людей на улицах.
В принципе, умный человек отличается тем, что мыслит.
Поэтому, чуть подумав, каждый из вас может приложить все эти параметры ко многим вариантам съемки и просто жизненным ситуациям.

Итак, основные моменты, о которых мы поговорим:

— «Наглость» или уверенность
— Скорость
— Маскировка
— Дружелюбность

«Наглость» или уверенность.

Для начала надо понимать, что вы ничего плохого не совершаете.
И, что бы вы не делали, надо делать всё уверенно. Часто я называю это «природной наглостью фотографа».

Поездка в другую страну – замечательная возможность попробовать себя в таких съемках.
Тут другие, не похожие на нас люди, поэтому, у нас заранее возникает некий барьер (языковой в том числе).
Он помогает нам абстрагироваться и относиться к человеку только как к объекту съемки, например, как к памятнику.
Я надеюсь, вы понимаете, о чем я и что мои слова не значат, что нужно залазить человеку на шею.
Просто относитесь к нему проще, не переживая, что это может ему навредить или расстроить.
Если это так, он вам об этом обязательно скажет сам.

Скорость.

А теперь давайте прибавим к уверенности – скорость.

Фотоаппарат, в отличие от нашего глаза, снимает лишь мгновение.
Поэтому, очень важно делать всё максимально быстро. Особенно, когда речь идет об идущих по улице людях.

Мой фотоаппарат всегда включен заранее, и я стараюсь смотреть «чуть вперед», а не себе под ноги.
Чем раньше я замечу интересный для меня объект – тем больше у меня времени на принятие решения
как его снять и вообще хотя бы успеть это сделать.
Тут очень важный момент – надо, чтобы объект съемки не заметил вас первый (об этом поговорим в пункте «маскировка»).

Поэтому, если ситуация такова, что вы хотите остаться максимально незамеченным,
надо сделать всё очень быстро – подготовка к съемке, сама съемка (один\два кадра) и «выход» из съемки.

Маскировка.

Уверенность + скорость + маскировка – это уже больше половины успеха!

Есть два самых распространенных варианта съемки людей на улице:

1. Вы выбираете какую-то позицию на улице и снимаете прохожих.
2. Сами идете по улице и вдруг видите интересный персонаж.

И есть два варианта маскировки – физическая и психологическая.

Первые варианты и съемки и маскировки – самые простые.
Можно встать за другого человека, опереться на столб\стену и т.п., каким-то образом «слиться с пейзажем».
Это можно делать и из далека, и находясь рядом с человеком. Можно ещё снимать не поднимая камеры, то, что называется «от живота».
Я периодически пользуюсь таким методом на объектах с охраной, где запрещают снимать.

В этом варианте у вас уже включен фотоаппарат. А люди проходят мимо.
Если вы достаточно незаметны, то можете спокойно поднимать фотоаппарат и снимать.
Если же «скрыться» особо не удалось, лучше, заметив интересующий вас объект первыми, поднять камеру и навести на место,
где через несколько секунд пройдет этот человек. Обязательно сделайте «преднажим» кнопки спуска и сфокусируйтесь на этом месте.
Когда человек будет проходить — вам останется только дожать спуск. Фокусировка занимает время и вы можете просто не успеть.
Если он вас увидит, то, вряд ли подумает, что вы снимаете конкретно его, потому что ваш фотоаппарат «для него» был наведен на это место заранее.
Опускать камеру лучше тоже через пару секунд.

Иногда, правда, самые шустрые успевают говорить «сорри» и отскакивать в сторону, думая, что мешают вам снимать другой объект.
Ну, ничего страшного, мило улыбнитесь и поблагодарите за понимание. Кстати, вспышкой лучше не пользоваться.

В варианте, когда вы сами идете по улице и видите «смотря вперед» интересный персонаж, вы делаете всё то же самое, только быстрее.
Потому что у вас меньше времени на маскировку, надо включить камеру, выбрать позицию и т.д.

Так как процесс съемки не физическое действие, то, у человека, которого вы фотографируете, остаются не синяки (не дай Бог!), а эмоциональное ощущение.
Остается оно у него только тогда, когда он уверен, что произошло что-то неприятное для него и без его разрешения.

Поэтому, психологическая маскировка – это действия, направленные на то, что бы человек не был уверен, что произошло что-то направленное на него.

Вот один из примеров (заодно повторяя пройденное:-) :

Увидев интересующий вас объект, отметив его нахождение и траекторию движения заранее, сразу отведите свой взгляд и удерживайте его только в своем внимании.
Аккуратно включите фотоаппарат (а лучше, чтобы он был уже включен), займите максимально удобную и незаметную позицию и быстро сфотографируйте.
Дальше необходимо «выйти» из съемки. Хорошо, если вас не заметили. Если так, вы, не спеша (или быстро) убираете камеру и идете дальше.

Если же человек явно видит, что вы снимаете его (так ему сейчас кажется), сделав необходимый кадр, посмотрите на камере, что получилось в тот момент, когда он почти подойдет к вам и,
тут же, покачав недовольно головой, поднимите фотоаппарат и наведите опять точно туда же, где только что снимали его.
Всем своим видом покажите, что как раз его наличие в кадре было помехой хорошему снимку.

Подводя итог – главное в маскировке, как физической, так и психологической – остаться незамеченным и не оставить в душе у человека неприятных ощущений.
Ключ к этому — максимально скрывать свои намерения и направленное внимание на объект съемки до, во время и после самого процесса.

Дружелюбность.

Если прибавить к перечисленным трем пунктам последний, четвертый, то, это будет полный набор принципов для успешных и безопасных съемок людей.

Помните, «злой кулак не бьет по улыбающемуся лицу»! Будьте дружелюбны к окружающим людям и они ответят вам тем же.

Некоторые итоги и наглядные примеры.

Кончено, бывают такие ситуации, где некуда «прятаться», человек просто стоит и ничего его не отвлекает, а у вас в руке мыльница.
Тогда просто подойдите к нему и спросите, нельзя ли его сфотографировать, подняв фотоаппарат вверх и улыбнувшись.

Я так тоже часто делаю. Редко, кто отказывается:

Токио.

Если вы снимаете уличную моду, более незаметно это можно сделать не «в лоб», а чуть сбоку. Никто ничего и не заметит:

Лондон.

Некоторые люди так одеты, что вы можете даже не переживать, потому что их уже сфотографировало 200 человек до вас.
Просто не тыкайте человеку камерой в лицо. Сделайте снимок и улыбнитесь ему, показав жестом, что он классно выглядит.

Лондон.

А некоторым так хорошо, что просто не до вас 🙂

Москва. Сокольники.

Пример того, как можно сделать вид, что снимаете что-то ещё. Не все разбираются в объективах.
Иногда можно сделать вид, что снимаете крышу. Но, добавив в сюжет, интересующий вас объект.

Токио.

Самые милые кадры, понятное дело, получаются с детьми. Здесь нужно быть очень аккуратным и следить за реакцией их родителей.
Ведь, чаще всего, сами дети готовы позировать часами 🙂

Я часто сначала всем своим видом показываю, что просто в восторге от этого милого создания.
После этого, редкий родитель запрещает мне фотографировать 🙂

Хотя, вот этот японский школьник всем своим видом показывал полное безразличие к происходящему.
Удачно вписавшийся плакат только усилил это впечатление:

Это как раз случай, описанный выше:

Дети, они такие… дети!

Так же можно спокойно фотографировать людей, которые просто точно являются частью пейзажа:

Ну, или точно не успеют вас догнать:

Самые безопасные кадры получаются тогда, когда вы соблюдаете вышеперечисленные советы,
а сами объекты чем-то заняты и их внимание отвлечено другими делами:

Иногда можно просто присоединиться к чьей-то съемке. Именно так я и сделал в Киото:

Бывает, что люди сами, заметив, что вы пытаетесь их сфотографировать, стараются помочь.
Как вот, например, эта коллега, специально задержавшаяся в моем видоискателе:

Это к вопросу о скорости и «природной наглости». Бывает, что сам кадр делаешь ещё до того, как тебе показывают, что снимать нельзя.
Продолжать обычно не стоит. Или с большой аккуратностью.

Если вы уже хорошо напрактиковались в перечисленных выше принципах съемки, можете попробовать посмотреть не только на человека, но и на то, что находится вокруг него.
Увидеть интересное сочетание, необычный момент, связь человека с каким-то объектом.

В этом случае женщина заметила меня после съемки и тут же ушла. Но, пользуясь перечисленными принципами, мне удалось снять то, что хотелось:

Кроме этого, многие кадры человека со спины тоже бывают очень интересными. Надо просто увидеть это!

Токио

Турция

Турция

Швейцария

Швейцария

Вот в принципе и все мои советы тем, кто любит и хочет фотографировать на улице, но, не хочет попадать в конфликтные ситуации.

Помнить стоит не только о моих советах, но и о законах той страны, в которой вы находитесь.

Если у вас есть что добавить, поделитесь своим опытом 😉

Желающие показать эту статью своим друзьям и т.д., не используя её в коммерческих интересах
могут делать это без моего разрешения, не забыв указывать авторство и ссылку на запись\блог.

Кстати, наступает период отпусков, и, пользуясь случаем, приглашаю вас к участию в проекте «ЧТО ИНОСТРАНЦЫ ЗНАЮТ О РОССИИ».
Как раз можно пофотографировать людей 🙂

Хороших вам снимков и безопасных съемок!

ternovskiy.livejournal.com

10 советов по фотосъемке на улице

Фотографирование на улице не такая уж простая задача. Для среднего фотографа, начинавшего со съемки цветов, переход к фотографированию людей на улицах подобен переходу на Ferrari после вождения Toyota Prius.

Чтобы сделать этот переход наименее болезненным, собрали воедино 10 советов, которые вам помогут в этом нелегком деле.

1. Используйте широкоугольный объектив

Уличная фотосъемка сильно отличается от студийной. Тут Вы не сможете создать идеальные условия для объекта съемки. Возможно Вам захочется использовать зум-объектив 70-200, что поможет не приближаться близко к незнакомому человеку и позволит фотографировать его более незаметно, но это ошибочный путь.

На самом деле с подобным объективом Вы только будете еще больше выделяться на улице. Во-вторых, фотографируемый человек будет чувствовать, как будто на него направлено ружье, готовое выстрелить в него. Поэтому использование широкого угла позволит решить обе эти проблемы: сам объектив выглядит меньше и менее опасно. Кроме того, с помощью широкоугольного объектива, вы можете захватить какие-то сюжеты, не обязательно указывая камеру напрямую на них. Что подводит нас к моему следующему пункту…

2. Подходите ближе

Подходите к человеку как можно ближе, настолько, чтобы было видно как пот стекает у него со лба. Помимо самого человека широкоугольный объектив так же захватывает и общий вид местности. Более того, когда Вы подходите очень близко к человеку, у него может создаться впечатление, что на самом деле Вы фотографируете что-то позади него, а он всего лишь часть общей картины.

3. Всегда берите с собой камеру

Вы слышали это миллион раз, и вы знаете, что нужно, но Вы всегда готовы найти оправдания и причины не всегда носить камеру с собой: “Это слишком тяжело, это раздражает, это расстраивает”.

Да, это сложно, но это позволяет подловить те самые неожиданные интересные моменты, когда их совсем не ждешь.

4. Не обращайте внимания, что другие люди думают о вас

Одна мысль о том, что думают о Вас думают другие, когда Вы снимаете на улице, может вызывать беспокойство и чувство дискомфорта. Пренебрегайте этими мыслями. Вполне возможно, что случайные прохожие видят Вас в первый и последний раз.
Работайте над собой. В социальном мире очень много правил, которые могут быть нарушены. Попробуйте лечь на улице в ожидании подходящего момента или встать как истукан на оживленном перекрестке. Люди просто этого не заметят.

5. Чаще улыбайтесь

Да-да, улыбка творит чудеса. Если на улице кто-то косо помотрел на Вас, просто улыбнитесь ему в ответ. Улыбайтесь больше незнакомым людям и в 95% случаев Вы получите ответную улыбку. Это так же поможет Вам расслабиться и облегчить атмосферу вокруг себя.

6. Спрашивайте разрешения

Хотя многие уличные фотографы и утверждают, что лучшие фотографии получаются когда люди не подозревают что их снимают и ведут себя абсолютно естественно, все же не будет лишним подойти к интересующему человеку и спросить разрешение на фотосъемку. Люди любят получать свои фотографии. Не забывайте быть при этом вежливым.

7. Будьте уважительны

Это достаточно сложный вопрос применительно к уличной фотографии. Например, это касается фотографий бездомных. В любом случае решение снимать или не снимать остается за Вами.

8. Ищите сопоставления

Это именно то, что делает уличные фотографии уникальными. Стрит фотографии способны передать юмор, иронию и красоту повседневной жизни, путем сопоставления с другими людьми и окружающей средой. Ищите интересные моменты, найдите двоих, казалось бы, различных по высоте, цвету и даже весу. Захватывайте весь спектр людских эмоций, будь то счастье, печаль, или же любопытство.

9. Рассказывайте историю

Представьте, что вы режиссер, и что вы пытаетесь поставить пьесу. Кого бы играли ваши актеры? Какой фон Вам потребуется? Как участники будут взаимодействовать друг с другом и окружающей среды? Какие эмоции вы пытаетесь внушить? Может ли Ваш образ увлечь зрителей и заставить их чувствовать, что они являются частью сцены? Задайте себе эти вопросы в следующий раз при съемке на улице.

10. Просто сделайте это!

Это последний, но самый важный пункт 🙂

Источник: Фотошкола
Фото на обложке и в статье: ShutterStock

infogra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *